«Она играет, словно сочиняет нам всем Письмо»

Наш человек на российской сцене: большая драматическая актриса Светлана ПисьмиченкоДвадцать лет тому назад  Светлана Письмиченко, родившаяся и выросшая в Комсомольце, после окончания Ленинградского института театра, музыки и кино  стала актрисой одного из самых известных театров Советского Союза – государственного академического театра имени Ленсовета. В нем Светлана и по сей день. И выходит  на сцену не от случая к случаю. Светлана Письмиченко - актриса репертуарная. Это значит, что она занята почти во всех спектаклях, которые идут на сцене театра. Нарасхват наша землячка в питерском радио,  телевидении. Мультики озвучивает, спектакли, рекламу, прочие передачи.
- Когда не включишь радио, телевизор, обязательно Светин голос услышишь, - не без гордости за дочь рассказывает ее мама.
Летом 2002 года в жизни Светланы Викторовны случилось важное для каждого актёра  событие – состоялся её бенефис, устроенный  Санкт – Петербургским общественным благотворительным фондом Николая Симонова. Обычно бенефис устраивают в честь присвоения актеру звания или его юбилея. Заслуженной артисткой России Светлана Письмиченко стала уже после бенефиса, который, по меткому замечанию одной из питерских журналисток, состоялся только потому, что не замечать эту талантливую актрису уже было просто невозможно.
Невозможно более не замечать талантливую актрису и у нас, на её родине. Тем более что она по - прежнему нас знает, любит и помнит. А ее пример – молодым наука. Не надо бояться трудных дорог. Поставил цель – добивайся её. И всё тогда случится - сбудется, как задумано было.

Вот уже который год поздней осенью Надежда Семеновна Письмиченко отправляется зимовать к дочери в Петербург, подгадывая как раз к началу нового театрального сезона. В театре имени Ленсовета Надежда Семеновна свой человек. Со всеми его звездными величинами, можно сказать, на «ты». Да и  к ней актеры относятся с подчеркнутым уважением. Если и не абсолютно все, то большую часть спектаклей, в которых занята дочь, Надежда Семеновна смотрела, что называется, «живьём». И нет, пожалуй, такой роли, в которой дочь бы ей не нравилась.
- И всё же? – настаиваю.
- Ну, может быть, в «Мнимом больном» или в «Самодурах», где она вместе с Сеней Стругачевым и Сергеем Мигицко   играет. Или вот «Фро» по рассказу Платонова. Об этом спектакле в свое время немало писали.
Если дочь у неё заслуженная артистка России, то саму Надежду Семеновну по праву можно назвать народной артисткой нашего района. Начав с выступлений  в агитбригадах Пешковского и Бурлинского домов культуры, в середине 60 –х годов прошлого века, кстати, «гремевших»  на всю область, Надежда Семеновна до сих пор остается на сцене – поет в знаменитом нашем ансамбле «Русская песня». Не за деньги, между прочим, поет, ради  самой песни. Хотя и лишняя копейка, конечно, не помешала бы…
- Мужики ушли на фронт, оставив на руках мамы и ее сестры…девять девок (!) мал мала меньше. Соберемся, бывало, все в землянушке,   и под мамины «траля – ля» поем и пляшем. А мама, подзадоривая, приговаривает: «Пляшите, детки, пляшите, злыдней из - под печки выгоняйте!» Так вот пели и плясали, часто вместо обеда и ужина…
Талантливым, интересным, даже очень интересным человеком была простая русская женщина Ефросинья Феоктистовна Шалабина. «Моя бабушка Фрося, кроме меня, воспитала огромную компанию внуков и правнуков, - вспоминала Светлана Письмиченко.- Она была абсолютно рыжая, конопатая и словно светилась изнутри. Она передала мне внутреннюю легкость и радость, которые помогали ей жить. Когда я прочитала «Фро», я поняла, что эта роль мне послана судьбой».
Заметным человеком в районе был и отец Светланы – Виктор Антонович Письмиченко. Долгие годы он командовал у нас «важнейшим  из искусств» - кино. И кто знал его, худым словом не вспомнит. В бабушку, мать и отца пошла и старшая сестра Светланы – Ирина, закончившая институт культуры, культработник не только по профессии, но и по призванию. Не раз и не два навещала Ирина младшую сестру в  первые ее театральные сезоны. С племянниками возилась, по хозяйству помогала.
- Бывало, звонит Света из театра: «Скоро антракт. Бери сына и бегом сюда. Покормлю» - с улыбкой вспоминает  Ирина Викторовна.- Едва успеет покормить, пора на сцену.
А попала на эту самую сцену она знаете как? Как Ломоносов - в науку.
После окончания девятого класса отправилась Света с однокашниками путешествовать по городам Союза. В Ленинграде, ускользнув из-под учительского присмотра, нашла институт театра, музыки и кино. Постояла, повздыхала у его манящих дверей, чтобы, вернувшись домой, заявить родителям, что после школы будет поступать туда и только туда. Как не держали те её, как не уговаривали, не послушалась. Проработав год методистом в ДК совхоза – техникума, том самом, где сегодня пилят – строгают, накопив денежек,  умчалась девушка в Питер ловить свою судьбу. И, как мы уже знаем,  поймала ее! « Я верю в судьбу. Если человек умеет слушать свой внутренний голос – это замечательно», - подытожит она позже. Хотя интрига, как в лучших драматических сюжетах сохранялась до конца. Мечтая остаться после  института в  Ленинграде, играть в театре Ленсовета, тем не менее, получила Светлана направление в Североморск. Уже чемоданы упаковала, чтобы отбыть по назначению. Но тут на   пороге общаги «нарисовался» сам  мастер - незабвенный Игорь Петрович Владимиров.
- Письмо, распаковывай вещички, остаешься в театре!
Двадцать лет аккурат прошло с той поры. И чтобы ничего не выдумывать – придумывать,  слово тем, кто куда лучше меня знает о том, что произошло за эти годы с комсомольской девчушкой, приехавшей покорять Питер, могучую российскую театральную сцену.

Она играет, словно сочиняет нам письмо…

По грани роковой, по острию каната,
Плясунья так пляши, пока не сорвалась…

Если бы Светлана Письмиченко родилась в каком – нибудь средневековье, он была бы канатной плясуньей. Или порхала над костром где – нибудь на старинной площади, развлекая народ. Если бы ей пришлось жить в России Х1Х века, она с успехом играла на ярмарках, румяная от мороза. В начале ХХ века за неё держались бы все модные петербургские кабаре и арт – подвалы… Но она живёт сегодня…И невозможно представить театр им. Ленсовета без Письмиченко. Все травести, инженю и субретки, все служанки и наперсницы, все дерзкие и странные девчонки и даже мальчики – у неё. В них поёт и играет «шарманки детская душа». Все их трюкачества, переодевания, танцы, смена масок – это их упрямое сопротивление жизни. Это в них звенит театр, делая видимой и непобедимой праздничную сущность бытия. Они все стремятся к одному: непременно попасть на праздник жизни, на карнавал! А если праздника не предвидится – они устроят его сами… Когда Письмиченко на сцене, кажется, дрожит сценический паркет, а воздухе носятся флюиды счастья. Того  и гляди , что пойдет снег или вспыхнет фейерверк – исключительно за счёт  внутренних ресурсов актрисы!.. Но что в Светлане Письмиченко поражает больше всего – это не мастерство ежесекундной смены масок – гримас, а трепетная детская сущность, не размененная и не потерянная на карнавале жизни… Как Светлана Письмиченко играет про Любовь! Счастливую, несчастную, «соблазненную и покинутую». Рыжая клоунесса, канатная плясунья, радостная душа, маленькая девочка со спичками, большая драматическая актриса – Светлана Письмиченко. Она играет, словно сочиняет нам всем ПИСЬМО. Мы ждём её послания, как ждут чуда и добра.
Ольга Скорочкина 
 
И это всё о ней
Юрий Гальцев: «В институте у Светы было прозвище – Письмо. Её и сейчас так друзья называют. И это не просто производное от её фамилии.  Письмо – её сущность, как благая весть, радость! Песни Письмо поёт так, как никто не поёт в нашем городе. И не будет петь, пока есть Письмиченко…»
Владислав Пази, худ. рук театра им. Ленсовета: «Светлана Письмиченко ходит по жизни и носит в себе театр. Если его разбудить, он сможет заполнить всю сцену ».
Сергей Бодров: «Как актриса, как партнер по фильму Света – человек очень отзывчивый и трудолюбивый. А по жизни – искренний…И своим успехом «Брат обязан в том числе и героине, сыгранной Светой.»
Виктор Сухоруков: «Бежишь со своим талантом в разные стороны тщетной жизни: дом, семья, профессия, друзья… И беги, не роняя улыбки»
Семён Стругачев : «Она бесстрашная актриса: не стесняется быть на сцене смешной. Всё равно она в любой момент прекрасна!»
Олег Леваков, режиссёр: «Одна из её лучших ролей – Малыш в «Малыше и Карлсоне». Потому что детство не покидает её. Думаю, что к старости она будет играть Малыша всё лучше и лучше»

Малыш и его собственные малыши
Светлана Письмиченко вышла на сцену в костюме Малыша из знаменитой сказки о Малыше и Карлсоне. Рядом с ней оказались ещё два малыша – одиннадцатилетний Данил и пятилетний Тимофей. Данил уже играет в спектаклях театра «Жак и его господин», «Фро». Тимофей дебютировал на ленсоветовской сцене в прошлом сезоне на мамином бенефисе. В концерте мальчики вполне удачно подпевали маме. Ну а станут ли актёрами? Светлана вздыхает: «Для мужчин это трудная профессия, надо ведь кормить семью, так что я настаивать не буду».
Заметочка эта появилась в «АиФ - Петербург» в начале 2003 года. И сегодня повзрослевшие сыновья Светланы Викторовны остаются на сцене.

«Иногда я встаю утром и начинаю лихорадочно вспоминать: «Кто я сегодня?»
Из интервью газете «Смена» в октябре 2002 года

- В кино, на съемках фильма «Брат», судьба свела тебя с Сергеем Бодровым……Когда мы начинали снимать, Сереже было года 23, не больше. Это был большой, обаятельный, довольно застенчивый ребенок. Съедал, помню, между съемками по три порции второго – ну рос ещё организм! И хотя времени на общение было мало, Сергей раскрылся перед нами, как тонкий, умный, не по годам мудрый человек…
…- Какое впечатление на тебя произвел «Брат - 2»?
Второй фильм агрессивнее. Мне моя история нравится больше. Не потому, что я там снималась, просто она больше «наша», более русская…
Жизнь к нам последнее время как-то беспощадно строга, тебе так не кажется?
А потому что много противного ей накопилось в людях. Много злости, ненависти, даже, ярости, наверное, всё это превысило критическую массу. Я, например, глубоко уверена, что миссия театра – оградить людей от этих эмоций. Здесь не нужны киношные криминальные сюжеты, для театра это опасный путь.
Вот ты сыграла огромное число ролей, перевоплощалась в совершенно разных людей. Тебя на реальную жизнь хватает или все уже смешалось?
Иногда я встаю утром и начинаю лихорадочно вспоминать: «Кто я сегодня?» Безумие, конечно. Но всё равно – артисты счастливые люди. Человек не всегда в состоянии в течение одной жизни реализовать свой внутренний потенциал. А мы можем попытаться. Пусть наши сценические жизни кратковременны и мимолетны, но они материализуются.
-Вот эта черная яма зрительного зала перед тобой дышит, шуршит конфетными обертками. Ты её боишься или любишь?
-И боюсь, и люблю, и никогда не знаю, что произойдет.  Прошло уже десять с лишним лет, как я выхожу на сцену, и каждый раз перед выходом  умираю. Но если артист не уверен в себе, это сразу чувствует зал.Хорошо, когда есть роли, когда приглашают выступать, а поклонники рвут на части. Но не так проста актерская судьба. Одна очень хорошая актриса сказала: «Даже если бы мне пришлось платить деньги за то, что я выхожу на сцену, я бы все равно делала это». Конечно, нужно на что-то жить, хочется красиво одеваться и одевать своих детей. Но ведь все Господь даёт. То вдруг кино, какие – то ангажементы, праздники, телевидение. Можно петь в ресторане, и неплохо петь. Мы не нищие, не стоим на паперти. И не за деньги работаем… Путь в искусстве –это путь по раскаленной лестнице, но к небу. Кажется, это сказал Андерсен. Рано или поздно судьба даст шанс. К нему надо быть готовым. Если человек гармонично существует, он чувствует, куда ведет его судьба. Но расслабляться опасно. За взлетом может быть падение. Нужно всегда поддерживать внутренний настрой на свою волну. Нужно быть готовым использовать свой шанс.

Светлана Железнова.
…На «видике» сменяется  сценка за сценкой Светиного бенефиса. То найду её, то потеряю, то понимаю, то не очень. Во всех ролях –  Письмиченко одна и та же и в то же время очень и очень разная. Одно слово – Актриса. Настоящая. С большой буквы. И очень радуюсь, когда друзья, коллеги говорят ей добрые, красивые, прочувствованные слова. И очень жалею, что не нашлось ни одного человека, кроме мамы ее, Надежды Семеновны, кто бы сказал такие красивые и нежные слова от имени её Родины.
«В Северном Казахстане, в поселке Комсомолец, где прошло моё детство, было потрясающее небо, огромные звёзды, степь, которая зимой покрывалась бриллиантовым снегом. Все там было моим – мой  сад, мой двор, сирень, с которой по утрам я слизывала росу».
Что - то уже слышанное, очень знакомое - в чистых и бесхитростных этих признаниях. Чеховское. Из «Вишневого сада». Спасибо,  Светлана!
«Знай наших» №4, 1 июня 2006 г.

 

Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8

 
Используются технологии uCoz