СУДЬБА ОТПУСТИЛА ЕМУ ТОЛЬКО 35 ЛЕТ…
Шилкин Александр Михайлович – уроженец п. Комсомолец. В конце 80-х годов прошлого века работал литсотрудником, заведующим отделом сельского хозяйства редакции газеты «Знамя коммунизма». Заочно окончил Московский институт кинематографии. В 1990 – 1991 годах работал режиссером на Центральной документальной студии. Фильм А. Шилкина «Долина грёз», снимавшийся в Комсомольце и Михайловке, стал лауреатом 2 Всероссийского фестиваля Православных фильмов. Работал над фильмами «Дети целины», «Дорога мертвых», судьба которых мне неизвестна. Умер в июне 1991 года в 35-летнем возрасте. *
Хороший знакомый совсем недавно протянул мне газету с сообщением о том, что в Урнеке рядом с улицей Сералина появились улицы Р. Туркенова и Р. Искакова ( кстати, а сколько вообще сегодня осталось улиц в том Урнеке?) :
- Твоя работа?
Ответил, что никогда и никого об этом не просил. Другое дело, что именно на страницах «Знай наших» впервые после долгого забытья прозвучали славные имена двух близких мне по духу людей, двух подвижников, двух Рамазанов: Туркенова и Искакова. Может, кто и услышал…
Эти двое и в годы, которые сейчас модно называть годами колонизации, оставались казахами. Жили, говорили и думали по – казахски, и в первую очередь – о казахах. При этом, верные завету своего земляка М. Сералина, никогда не бросали каменьями в «старшего брата».
И вот, вроде, пришло то время, которое они приближали, как могли. Во все трубы трубят о национальном возрождении. А вот о Туркенове и Искакове, кроме Максименко, похоже, по – прежнему вспомнить некому, и заняться всерьёз их жизнью и творчеством – тоже. Зачем, если есть Байтурсынов, Валиханов, Дулатов ? Которым самим, верю, страшно стыдно было бы за такую избирательность памяти потомков…
Это, понятно, только присказка. А сказка будет о другом нашем совершенно забытом земляке – Александре Михайловиче Шилкине, вошедшем в историю советского, российского кино одной – единственной, и, судя по её судьбе, незаурядной лентой «Долина грёз». Это, впрочем, не помешало редактору районки отказать в попытке друзей разместить на её страницах некролог. Дескать, ничего тот Шилкин для района не сделал. А сегодня о безвременно ушедшем из жизни талантливом режиссере и вовсе на его родине забыли. Так что улица имени Шилкина появится в райцентре не иначе как на последних развалинах его родового микрорайона СМУ, имевшего в Комсомольце не самую лучшую репутацию. Когда мы наконец почувствуем под собой прочную твердь родной страны, которой мы все так же будем нужны, как и она нам, а не зыбкую трясину «долины грёз»…
Большого труда стоило отыскать даже фотографию Шилкина. Герои фильмов Саши, его друзья и попутчики по жизни давным - давно разлетелись кто куда. Многие и вовсе уже на Том свете: Коля Слюсарь, Костя Реклин, брат Саши Миша, Миша Ядров. Очередной срок мотает горемычный младший Шилкин – Юра. Каждый из них мог рассказать и куда больше, и куда лучше меня как о самом Саше, так и о нравах и обычаях трущоб «солнечного района СМУ» 70-80 годов (выражение М.Н. Ядрова).
Много чего дурного, нехорошего приписывалось обитателям этого микрорайона, прежде всего молодым. Ребят из микрорайона СМУ, детей отцов – матерей, занесенных в казахстанские степи ветрами бесчисленных социалистических перемен: коллективизации, индустриализации, лихой военной годины, целины действительно нельзя было упрекнуть в безупречном поведении и общественной пионерско – комсомольской активности. С лихвой хватило им «общественной активности» и «высокой сознательности» их родителей, оставивших их без корней, истоков, смысла жизни. У разбитого корыта. Именно о таких, как они, сказано: «потерянное поколение»…
Они были такими, какими были, живыми, земными, без всяких идеологических добавок - прикрас. Дрались, пили, влюблялись, женились, разводились, зарабатывали себе на жизнь, ночевали в вытрезвителе, по очереди обживали тюремные нары… А вместе с тем, как и их отцы-матери, были способны на поступок, высокие порывы, даже – на подвиг. Вот Костя Реклин… Когда в одном из поселковых дворов вспыхнул пожар, он, не задумываясь, шагнул в огонь, спасать чужое добро. Взорвавшийся газбаллон лишил Костю ноги. В тридцать цветущих лет…
Обнаружив, что родители оставили им в наследство иллюзорную, выдуманную страну с миражами вместо идеалов, отринутые «высшим светом», скорее интуитивно, чем сознательно, отказавшись идти на миражи, обманувшие их родителей, молодые люди, чем дальше, тем глубже погружались в собственные выдумки и фантазии, подогреваемые регулярными щедрыми воздаяниями «зелёному змию». «Долиной грёз» окрестил тот мирок, а вместе с ним и всю экспериментальную Страну Советов, в своем одноименном фильме Александр Шилкин, один из, увы, немногих, сумевших вырваться из его цепких и душных объятий.
«На Рождество неделю праздновал: участвовал в работе 2 Всероссийского кинофестиваля Православного документального кино; картина моя удостоилась специального приза «За фильм – кратчайшую формулу мирового эксперимента над Россией»; мудрено сформулировали да ладно, фильм – что называется – пришелся ко двору. Ничего общего с теми документальными лентами, которые крутят как журналы перед индийским кино…» - писал Саша мне в январе 1991 года.
И только сейчас, когда, не достигнув одного берега – причала, уже под другими парусами мы повернули к другому, столь же призрачному, как прежний, начинаешь понимать, какую могучую метафору нашего безбожного бытия нашел Александр Михайлович. «Долину грёз» до сих пор крутят на телеканале «Спас». Информацию о фильме и самом авторе можно найти в интернете. Переписанный на диск фильм свободно можно заказать по российской почте. Вот только желающих сделать это на родине режиссера всё не находится…
Весной 1991 года, накануне Праздника Победы, Шилкин намеревался показать свои фильмы, а снял он, и в основном на нашем материале, отнюдь не одну «Долину…», в Комсомольце. Вроде, даже получил согласие идеологического секретаря райкома партии на показ в РДК. Но в назначенный час и зрителей, и режиссера на дверях ДК встретил замок. Оный главный идеолог района объяснил это запретом пожарных проводить сеанс в аварийном здании. Кстати, пожитки именно этого существа спасал один из героев «Долины грёз», уже знакомый нам Костя Реклин.
Грустной получилась наша последняя с ним встреча. Не всё ладно было у Саши в личной жизни. Не всё ладилось в творчестве. Но оставлять кино он не собирался. Был полон новых планов, надежд. И вдруг буквально через месяц Н. Ядров сообщил о смерти Шилкина вдали от родины, в старинном русском городке Тутаеве (Романов - Борисоглебск). Он же, Николай Николаевич Ядров, работавший тогда ответственным секретарем в редакции районки, сумел все же протолкнуть на её страницы такие вот строки: « Судьба отпустила ему только 35 лет. После себя А. Шилкин оставил фильмы, которые когда – нибудь всё же доберутся до его земляков, острые публикации в районке, где он трудился до работы в кино, и, конечно, память, как о человек добром, открытом и по сути беззащитном, у тех, кто знал и любил его, относился к нему доброжелательно, с симпатией».
Памяти Александра Михайловича, посвящен все ещё лежащий в столе мой рассказ, не без иронии названный «Пророк в своем отечестве», ибо, как известно, никогда не было Пророка в своем отечестве, и этому самому отечеству, по сути одной большой «долине грёз», не было никакого дела до человека, усомнившегося в его главных ценностях. Но известно и другое: рано или поздно правда, явленная пророками, становится общедоступной. В том их удел.
* Возможны ошибки в датах и названиях. Приглашаю поправить меня всех, кто лучше знал А.М. Шилкина или располагает какими-то материалами о его жизни и творчестве.
На фото: Октябрь 1979 года. Александр Шилкин со своей первой женой и дочерью. |
|