Маяк православия в безбрежной степи

В конце 19 века на территории нашего района было три православных  церкви: Покровская в Надеждинке, Иоанно- Златоустская в Веринке и Михаило- Архангельская в Михайловке. О судьбе последней и пойдет речь.
В начале 1830 года военный губернатор Оренбуржья П.П. Сухтелен  предложил проект реорганизации системы охраны Оренбургской пограничной линии, вскоре одобренный царским правительством. Осуществлять этот проект довелось уже другому губернатору – В.А. Перовскому, которым в течение 1835 – 1836 годов между Орском и Троицком было возведено пять «укреплений полевого типа», в том числе укрепление Михайловское.
Яков Дмитриевич Брегеда, располагающий наиболее полной информацией об этом, считает, что первые переселенцы появились на месте будущей Михайловки в 1833 году, а датой основания своего родного села называет 1835 год. Так или иначе, по его же данным, на 1 января 1839 года в укреплении уже имелось 62 дома отстроенных и 40 неотстроенных, 3 землянки и 151 житель мужского пола. В начале 20 века в Михайловке насчитывалось уже свыше двухсот дворов и 1119 жителей. Кстати, спустя сто лет, в 2003 году в бывшей станице было 360 дворов и 1256 жителей.
Место для строительства укрепления было выбрано совсем не случайно. Именно здесь проходила одна из караванных дорог в Троицк. Именно в этом районе находился один из самых крупных и удобных бродов для переправы через Тогузак. Второй такой был в районе Веринки, также в немалой степени определивший маршрут другого популярного караванного пути. Теперь эти старинные переправы, как мы знаем, «накрыты» мостами. Причем железнодорожный мост под Веринкой был построен в начале 20 века за рекордный по тем временам трехмесячный срок.
Надо подчеркнуть, что до самой революции 1917 года Михайловка была не только самым крупным оседлым населенным пунктом района, но и одним из ключевых административных центров Оренбургского казачьего войск. В Михайловский юрт (подчинение, владение) вплоть до революции и некоторое время после неё входили поселки Лейбцигский, Тарутинский, Алексеевский, Варваринский, Надеждинский, Веринский и даже Варнинский ( нынешний российский город Варна). Михайловку также смело можно назвать самым значительным культурным и промышленным центром на территории района тех лет. В начале 20 века в ней было две школы, церковь, 4 водяных и 2 ветряных мельницы, из них четыре на два постава, то есть с двумя парами жерновов. Кроме того, ежегодно с 1 по 8 января и с 17 по 20 марта в Михайловке проводились ярмарки, а с 8 по 12 ноября – базар или торжок. Такую роскошь могло себе тогда позволить, конечно, только богатое, зажиточное село.
Строительство церкви в Михайловке, получившей имя Михаила Архангела, опять же по данным Брегеды, началось в 1852 году и завершилось в 1855 году.  «Здание церкви построено из красного кирпича с метровой толщиной стен. Она увенчана сравнительно высокой колокольней и устремленным ввысь шпилем, которые  завершаются позлащенными крестами. Все годы эти кресты были не только главной достопримечательностью Михайловки, но и своеобразным маяком в безбрежной степи, видимым за десятки вёрст. Аркатурный пояс, опоясывающий верхнюю часть здания, придает ему величественный и красочный вид. Каждому, кто входит внутрь церкви, бросаются в глаза размеры здания, строгость и соразмерность внешней и внутренней форм, исключительная красота внутренней отделки», - отмечает Яков Дмитриевич. По метрическим книгам, которые велись в церкви с 1881 по 1925 год удалось установить, что все эти годы , с перерывом в один год, бессменным настоятелем храма был Григорий Владыкин. 22 года, с 1902 по 1924 годы, служил диаконом Николай Петрович Зефиров.
Сурова и поучительна судьба этого храма. Троицкие большевики, заигрывая поначалу с верующими, постановлением ревкома от 27 августа 1919 года установили следующие праздничные дни: « 1 января – Новый год; 22 января – День 9 января ( Кровавое воскресенье); 12 марта – низвержение самодержавия; 18 марта – День Парижской коммуны; 1 мая – День Интернационала; 7 ноября – День Пролетарской революции. !0 дней в году, но не оплачиваемых, можно давать в следующие дни: Рождество – 2 дня, Пасха – 2 дня, Духовный день, Благовещение, Преображение, Вознесение, Успение, Крещение. В день Рождества и Пасхи занятия должны в школах кончаться в 12 часов дня».
По словам старожилов, церковь была закрыта в 1929 году. Но документального подтверждения тому Брегеде раздобыть не удалось Зато в его распоряжении оказалась бумага, адресованная Троицким райисполкомом Михайловскому сельскому совету 14 апреля 1936 года*, следующего содержания: «Возвращаются списки граждан с их расписками по закрытию церкви. Подписи необходимо с/совету заверить, а так же сделать оговорку с указанием расписок за неграмотных, т.е. указать, что за неграмотного такого – то расписался такой-то». Вероятно, вышестоящие советские органы распорядились собрать у населения расписки в том, что они просят закрыть церковь. Соблюли, так сказать формальность.
Но попробовал бы кто - нибудь  не расписаться! Впрочем, уверен, те постыдные расписки дали  далеко не все михайловцы. Наверняка не давал её и Павел Тарасович Мамонтов (1843 – 1957 ), Он вместе со своими таким же седобородыми  сверстниками, вооруженными берданками, не позволил  в 1940 году сбросить кресты с храма.  А вот колокола сберечь не удалось. В декабре 1930 года их сняли и увезли в Троицк.
Весьма также любопытны строки постановления Троицкого райисполкома от 5 августа 1936 года о том, что «священнослужители в сельской местности обязаны выполнять мясопоставки от наличия у них хозяйств». А какое хозяйство могло быть как у священников, так и у мирян в стране всеобщей коллективизации?
В советские годы одна за другой были стерты с лица земли деревянные церкви в Веринке (Иоанно-Златоустская) и Надеждинке  (Покровская). Михаило – Архангельская же выстояла, выдюжила, даже кресты не потеряв. Хотя как только не унижали, не оскорбляли Храм Божий. В годы целины, например, в стенах храма жили целинники. Вспоминает бывший студент биологического факультета Дагестанского пединститута Абулзагир Мусаев: «Мне посчастливилось в 1956 году участвовать по призыву ЦК ВЛКСМ в освоении целинных и залежных земель… Приехали мы в село Михайловское… Остановились в церкви. Это было наше общежитие. Мы были поражены картинами старых художников, которые расписали церковь. Церковь была для нас  и клубом, и место знакомства со старым русским искусством».
В 1979 – 1980 годах, как считает Брегеда, по инициативе первого секретаря Комсомольского райкома партии А.В. Федякина и директора Михайловского совхоза Ф.Я. Штольца, специалистами из Киева и Ленинграда, были произведены реставрация внутренней росписи стен, ряд других восстановительных работ. А потом четыре года на её дверях висели замки, пока в 1984 году Яков Дмитриевич не взялся за организацию в ее стенах музея. Именно в её музейную бытность снял в церкви несколько эпизодов своего фильма «Долина грёз» Александр Шилкин. Не успел в 1988 году музей получить статус отдела этнографии областного музея, как в августе 1992 года ему показали на выход.
Увы, вовсе не розами устлана новейшая история Михайловской церкви. Сплошные камни преткновения. Помещения, купол опять нуждаются в ремонте и реставрации. Один настоятель на два прихода, отстоящих друг от друга на сорок вёрст. А последнему, так сказать, освобожденному настоятелю Михаило-Архангельской церкви, иеромонаху отцу Антонию Епископ Уральский и Гурьевский Антоний отказал в богослужении, самолично выдворив из церкви... «Вы просто бандит … В Вас вселился сатана, и Вы вступили на путь погибели» - начертал он в своем указе. Впрочем, это уже совсем другая история…

Р.S. Смотри также материалы подборки «Каков поп, таков и  приход»  в газете «Знай наших» № 7 от 13 июля 2006 г.

* До 1937 года Михайловский сельсовет подчинялся Троицкому району. З июня 1937 года президиум Троицкого районного исполнительного комитета возбудил ходатайство перед ЦИК СССР о «передаче Веренского, Надежденского, Михайловского сельсоветов Троицкого района Челябинской области в административное подчинение Кустанайской области Карабалыкского района Казахской СССР».
Вот мотивы этого ходатайства: «…Учитывая экономическое тяготение колхозов Веренского, Надеждинского, Михайловского сельсоветов к Карабалыкскому району, дальность расположения их от г. Троицка – 70 км и окружность территорий Казахской ССР, наличие в 6 км центра Тогузакской МТС и райцентра Карабалык – 15-20 км, неоднократно выявленное желание колхозников о переводе их в административное подчинение Кустанайской области».
Ходатайство было удовлетворено, и в 1939 году названные сельсоветы вошли в состав Карабалыкского района.

Эти фотографии сделаны 18 мая 2008 года во время посещения Михайловской церкви Архиепископом Уральским и Гурьевским Антонием. Архиепископ отслужил здесь литургию, а верующие получили возможность приложиться к целительным мощам святых угодников Божьих.



 

Страница: 1 2 3 4 5 6 7

 
Используются технологии uCoz