Далеко от линии фронта
ЗАВОД РАБОТАЛ НА ПОБЕДУ
В этой подборке собраны воспоминания ветеранов Тогузакского механического завода, героического 222 – го оборонного завода, которые в своё время были опубликованы в районной газете «ЗНАМЯ КОММУНИЗМА»
С ПЕРВЫМ ЭШЕЛОНОМ
В период Великой Отечественной войны вместе с костяком рабочих эвакуированного в Казахстан Егорьевского станкостроительного завода прибыл начальник электроцеха , член КПСС с 1931 года Михаил Иванович Карасев. Вся его биография связана с заводом, он всегда был на переднем крае, честно и добросовестно выполнял свой долг. Родина по достоинству оценила труд М. И. Карасева, наградив его многими медалями и орденом «Знак Почета». Ему слово.
Осень 1941 года. Враг на подступах Москве. Всего в 65 километрах от города Егорьевска шли ожесточенные бои. Руководство нашего завода, который с первых дней войны перестроился на выпуск военной продукции, получило приказ срочно эвакуироваться. 12 – 13 декабря тронулись первые эшелоны с оборудованием. Уже в пути нас встретила радостная весть о начале разгрома фашистов под Москвой. Ехали медленно, уступая дорогу многочисленным эшелонам с оружием и солдатами, которые нескончаемым потоком тянулись на Запад. Эшелоны были забиты молодыми, здоровыми красавцами – парнями самых разных национальностей, многим из которых не суждено было вернуться с полей сражений. На вопрос: «Куда едете?», они с гордостью отвечали: «Защищать Москву!».
26 декабря на станцию Тогузак прибыли последние эшелоны. Разгружали и вывозили в первую очередь оборудование. Семьи эвакуированных: женщин, детей вывозили партиями на быках, впряженных в сани. Путь, который мы теперь преодолеваем на автобусе за 15 минут, тогда казался бесконечно долгим.
В поселке нас разместили по несколько семей в каждой комнате старого здания техникума. Зима 1941 – 1942 года выдалась суровой. Люди страдали от холода. Отопления не было. Чтобы обогреться, мы делали буржуйки: ставилось на поддон ведро, от которого выводилась в окно труба. Не было света, сидели при коптилках, пищу готовили на керосинках. За водой ходили на речку. Но людям было не до быта. День и ночь не покидали они своих рабочих мест, спешили под открытым небом установить станки. И уже через неделю после прибытия начался выпуск военной продукции. Работали по 16 часов в сутки. Трудились самоотверженно все. Люди в военное время не нуждались в агитации. Каждый понимал, что так надо, что своим трудом он приближает заветный час победы.
По утрам я заходил в общежитие поднять своих ребят. И сердце щемило от жалости к этим совсем еще неокрепшим юношам, спавшим наповал мертвым сном после многих часов работы у станка. Каждый день войны был трудным и здесь, в далеком тылу.
Это было в начале 1942 года. Вызывает ближе к вечеру нас директор. Говорит, что на станцию прибыло 24 вагона с лесом . «Лес очень нужен. Берите со своих участков по два – три человека и на разгрузку!», - закончил директор свою короткую речь.
Набралось нас человек 150. Пришли пешком в Тогузак. Посмотрели, а лес – сосны, длиной по шесть - семь метров и до метра в диаметре. Некоторые даже растерялись. Казалось, выполнить эту работу вручную невозможно. Разделились по шесть человек на вагон. И начали. Кружилась от голода и усталости голова, прилипала к телу мокрая одежда, хотя стоял на улице трескучий мороз. И лес мы все – таки разгрузили. Плохо зная в ночи дорогу, мы решили идти обратно по берегу реки. Здесь оказалось много снега. Утопая в нем по пояс, обессилившие, мы вернулись домой. А наутро нас опять ждал завод.
ДРУГОГО ВЫХОДА НЕ БЫЛО
Очень суровой выдалась зима 1941 – 1942 года. В бураны и морозы частично тракторами, а в основном гужевым транспортом доставлялось в поселок оборудование завода. Погрузка, разгрузка, монтаж оборудования производились фактически вручную. Днем и ночью, в любую погоду на весь поселок раздавались команды: «Раз, два – взяли! Раз, два – дружно!» За кратчайший срок в приспособленных цехах было смонтировано необходимое оборудование. Правила безопасности обеспечивались безусловно. Но все же размещалось оборудование очень уплотненно. Например, на участке, где сегодня производится отливка товаров народного потребления, было размещено пять рядов токарных станков.
Вся организационная работа на заводе проводилась под непосредственным руководством директора Стефана Лаврентьевича Фокина. Огромную помощь заводчанам оказали Кустанайский обком партии и облисполком, Карабалыкский райком партии и райисполком. В результате уже в январе 1942 года основные цеха стали давать продукцию для фронта.
Согласно законам военного времени, рабочим предоставлялся один выходной день за две недели, но практически большинство рабочих трудилось без выходных, по 11 часов в сутки. Продолжительность рабочего дня подростков, которых на заводе было немало, была установлена восемь часов, но и они уходили вместе со взрослыми. «Все для фронта! Все для Победы!»- таким был девиз рабочих завода, всех тружеников тыла. Для наращивания производства не хватало электроэнергии, тогда все, что можно было, начали делать вручную. Так, например, нарезку гаек производили в тисках, где это было возможно, детали вместо фрезировки опиливались напильником.
Шел тяжелый для страны 1942 год. Многие высококвалифицированные рабочие уходили на фронт. Их места тут же занимали подростки и женщины из местного населения, а также из числа эвакуированных. В короткий срок, благодаря таким наставникам, как Михаил Иванович Карасев, Гурий Ефимович Липатов, Михаил Алексеевич Канашкин, Петр Михайлович Чугунов, они осваивали абсолютно не знакомые им раньше профессии токарей, слесарей, сверловщиков и т. д. И не только осваивали, но и становились впоследствии подлинными мастерами этого дела. Многие из них за свой труд в годы войны были награждены орденами и медалями, среди них И. К. Задорожний, А. И. Лебединская, А. И. Завертанная и другие.
Вместе с рабочими профессиями многие юноши и девушки одновременно осваивали воинское дело, медподготовку, после чего уходили на фронт. Не вернулись с полей сражений И. А. Маслюк, И. И. Бортников, К. Комлев, О. Шабего, В. Демиденко, Г. Смаглов, И. В. Демиденко, В. Е. Смагин. Те, кто остался в живых и был комиссован по ранениям, как Н. Т.Мамаев, В. М. Черепанов, И. А. Рубцов, немного подлечив раны, вновь становились к станкам, несмотря на то, что некоторые из них еще и передвигаться не могли без помощи костылей.
В апреле 1944 года 300 рабочих были командированы на восстановление Сталинградского тракторного завода. О их квалификации говорит хотя бы тот факт, что почти все они были направлены в инструментальные цеха. Немало сил в свое время вложили в их профессиональную подготовку высококвалифицированные мастера – егорьевцы. Подготовив себе смену, они затем добровольцами уходили на фронт мстить врагу за погибших отцов и братьев. Тот, кто прошел школу таких асов, как термист Чижков, револьверщик Сизов, токари Кошелев, Назаренко, Фролова, Варламова, Корольков, Хрущев, остался им благодарен на всю жизнь. Много сил и терпения отдал обучению подростков всеми уважаемый мастер второго цеха Дмитрий Антонович Рыбенков.
Большую воспитательную работу вели партийная, комсомольская, профсоюзная организации. Если где - то читались лекции, то мест не хватало. Коллективно проводились читки газет, вместе слушали по радио вести с фронтов. Праздники, как правило, встречали высокими производственными результатами, а в дни праздников показывали самую высокую производительность труда.
Каждый день требовал от рабочих мужества и стойкости, готовности к любым испытаниям. В 1944 году осваивался новый вид продукции, часть деталей для нее поступала из соседнего города. В начале апреля разлилась река, преградив дорогу на станцию, грозя срывом сроков выполнения заказа. Тогда группа рабочих, человек в 30 переправилась через реку на лодках. Пешком добравшись да станции, рабочие обвешались здесь связками деталей. На себе доставили их к лодкам, а затем на завод. Другого выхода не было…
Иван КОСТЕНКО
НЕЛЕГКИЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ
1
Черным смерчем ворвалась война в мирную жизнь народов нашей страны. И с первых ее дней партия и правительство развернули грандиозную организаторскую и политическую деятельность под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» Большинство тех, кто мог держать оружие в руках, ушли на фронт, ушедших мужчин заменили женщины и дети. На их долю пришлись все тяготы и невзгоды долгой, кровавой войны. Только за октябрь – ноябрь 1941 года труженики Карабалыкского района направили на фронт 140 лошадей, 14 парных повозок, 13 автомашин и 5 гусеничных тракторов.
Народное хозяйство переводилось на военные рельсы. Днем и ночью из прифронтовых районов шли на Восток эшелоны с оборудованием эвакуированных заводов. А навстречу им, на Запад, двигались эшелоны с войсками и боевой техникой. Было принято решение и об эвакуации Егорьевского станкостроительного завода, а 14 ноября на станцию Тогузак прибыл первый эшелон. Специально созданная в области комиссия с участием представителей завода заблаговременно приняла необходимые меры по размещению завода, расквартированию рабочих и их семей. Под производственные и подсобные цеха были выделены: механическая мастерская, клуб и школа, контора, автогараж, материальный склад Кустанайского зерносовхоза. Для проживания рабочих и их семей были выделены: дом № 55, гостиница совхоза, общежитие училища механизации, верхний этаж здания техникума ( дом № 52 ).
Постановлением от 4 ноября 1941 года бюро областного комитета КП (б) Казахстана и исполкома Кустанайского областного Совета депутатов трудящихся директоры зерносовхоза, учкомбината и техникума обязывались в пятидневный срок передать в распоряжение дирекции завода все производственные, складские и жилые помещения, отводимые для этих целей. Госселекционная станция была переведена в колхоз имени Буденного ( с. Веренка), а учкомбинат – в колхоз «Красный Октябрь» ( с. Михайловка). В распоряжение завода было выделено 14 тракторов ЧТЗ и 3 автомашины ГАЗ – АА из Актюбинского и Кустанайского зерносовхозов, Бурлинской, Станционной, Пешковской МТС. Колхозам района предстояло направить на завод 56 рабочих строительных профессий и 80 разнорабочих. В свою очередь до пуска основного производства заводом были направлены в колхозы, МТС, зерносовхоз высококвалифицированные слесари, кузнецы, механики для оказания помощи в подготовке сельскохозяйственной техники к весеннему севу.
В ноябре – декабре 1941 и январе 1942 года главными были работы по разгрузке вагонов с оборудованием на станции Тогузак, с последующей погрузкой и транспортировкой на центральную усадьбу зерносовхоза. Там были созданы постоянные бригады из лучших работников завода. Бригады возглавляли Александр Алексеевич Басов и Александр Григорьевич Притуленко.
Зима 1941 – 1942 года была очень суровой с частыми буранами, жгучими морозами. Рельеф местности от станции до поселка не позволял накатать хорошую санную дорогу. Сани со станками в пути часто опрокидывались, а передвижных грузоподъемных механизмов не было. Все это усложняло транспортировку, вело к большим затратам времени. В числе самых добросовестных трактористов и возчиков пароконных саней были Сергей Васильевич Кузовой, Федор Александрович Боженко из Станционной МТС, совсем юный паренек из колхоза «Коммунар» Иван Трофимович Якименко.
Монтаж станков и переоборудование помещений под цеха велись круглосуточно. Работали по 11 часов в смену. В вечерние и ночные смены работы прекращались только при аварийных остановках электростанций, а они в то время были нередки. И все же темпы работ не отвечали требованиям военного времени, что и было отмечено в постановлении бюро обкома партии и исполкома облсовета от 24 января 1942 года. Исполком облсовета и бюро обкома обязали дирекцию совхоза закончить переброску оборудования на площадку завода первой очереди к 15 февраля и второй очереди к 1 марта, завершить монтаж и пуск цехов первой очереди к 13 февраля, восстановление и пуск блока цехов к 1 апреля. Заводу дополнительно выделялись строительные рабочие, трактористы, конные подводы.
Кроме того, обком и облисполком обратились в Совнарком и ЦК КП (б) Казахстана с просьбой разрешить в 1942 году строительство начальной школы на 300 мест, а также открытия поликлиники с физиотерапевтическими и рентгеновскими кабинетами, детских яслей на 100 мест. Был поднят вопрос и об организации подсобного хозяйства.
Однако и эти мер было недостаточно для пуска завода и выполнения им плана производства военной продукции. Главным препятствием была электростанция. Два двигателя типа «Манн» с общей фактической мощностью 160 квт не могли обеспечить потребность производства в электроэнергии. Потому в феврале 1942 года начальник электроцеха М. И Карасев и механик электростанции А.И. Ершов отправились на Челябинский танковый завод, где их принял сам директор И. М. Зальцман. И уже на следующий день на станцию Тогузак были отправлены две электростанции на базе двигателя С – 65. Несколько позже была получена электростанция на базе двигателя С – 100, а затем три двигателя «Бенц». Оба старых двигателя тоже были капитально отремонтированы. Словом, заводская электростанция вскоре уже полностью обеспечивала электроэнергией не только потребности завода и совхоза, но и бытовые нужды поселка.
2
С апреля 1942 года работа во всех цехах шла уже полным ходом. Но на первых порах изделие, выпускаемое заводом, имело ряд серьезных недостатков как технологического, так и эксплуатационного характера. Перед коллективом завода встала ответственнейшая задача: во что бы то ни стало, в кратчайшие сроки устранить недостатки конструкции, дать армии качественное, безотказное вооружение. Созданная из опытных конструкторов специальная служба эксплуатации посылала своих представителей на заводы – смежники, в воинские подразделения для оказания практической помощи на местах и более полного выявления недостатков изделия в эксплуатации.
23 июля 1942 года к коллективу завода обратился И. В. Сталин. На заводе с удвоенной силой взялись за работу, и в результате проведенных конструктивных изменений уже в августе армия получила модернизированное изделие, исключавшее основные недостатки своего предшественника. По сравнению с первым кварталом, выпуск изделий в четвертом квартале возрос почти в десять раз. А к концу года была разработана новая конструкция изделия. Трудоемкость ее изготовления сократилась по сравнению с прежним на 14 процентов. Если в начале 1942 года на завод одна за другой шли рекламации, то с переходом на аварийный выпуск нового изделия завод не получил ни одной рекламации.
Представители службы эксплуатации постоянно находились в воинских частях, подготавливали и обучали бойцов, осуществляли техническое руководство по обслуживанию изделий, принимали участие в боевых операциях. Орденом Красной Звезды был награжден старший конструктор т. Килессо, орденом Красного Знамени – конструктор т. Титов. В марте 1943 года в короткие сроки на базе недавно созданного изделия был создан новый его вид, отлично зарекомендовавший себя в боевых условиях.
Помимо основной и очень напряженной деятельности, коллектив завода по собственной инициативе оказывал значительную помощь хозяйствам района. Только в первом полугодии 1943 года было изготовлено частей к различным сельхозмашинам на сумму 42 тысячи рублей. Ремонтные бригады заводчан, укомплектованные квалифицированными рабочими, обеспеченные всем необходимым инструментом, оказывали большую помощь в ремонте техники. В течение 1943 года рабочими завода было отработано в колхозах и МТС 1195 человекодней.
На заводе в годы войны было много молодежи. Только в 1943 году было принято на обучение различным профессиям 296 и подготовлено в школе ФЗО 298 человек. Только подростков работало более 300 человек, и многие из них не выступали взрослым. Мальчики и девочки стояли на ящиках, чтобы достать до станков. Худенькие, проворные. Не по возрасту серьезные – они трудились умело и сноровисто. Вспоминает ветеран труда, орденоносец Василий Петрович Кузниченко:
- Было холодно и голодно. Тело ныло от усталости. Болели глаза. Но никто не жаловался. Думали о другом: как дать побольше деталей. И давали. Даже самим порой не верилось, что это возможно. Но так было!
В 1943 году на заводе было создано 55 стахановских и 23 комсомольско – молодежных и фронтовых бригад. В октябре этого года 138 рабочих выполнили свои нормы на 200 и более процентов. Среди них токарь П. С. Эрганов, строгальщики Ф. Я. Лаптев и П. А. Щекин, токари Н. М. Фролов и В.А. Куликов, револьверщик А.А. Сизов, слесари С.П. Абрамов, В. Е. Сорокин, газосварщик В. Я. Михайлов, маляр Т. Степанов, кузнецы А.А. Стулов, В. Н. Журавлев, термисты Н.П. Грошев и Чижков, заливщик С.И. Стыров, формовщик И. И. Царев, токарь Ф. Ф. Нефедов, медник П. М. Петров, слесари В. И. Путилин, В. И. Каратеев, Д. М. Гурков, В.Е. Ипполитов, токари П. Ф. Сапожников и Б.Б. Боботыров. Умелыми организаторами производства показали себя П. М. Чугунов, И. В. Лазарев, П.А. Корчагин,И. М. Хренов, Н. В. Назаренко, Г. Самсонов, А. Михалев.
Лучшей комсомольско – молодежной бригадой по результатам работы за три квартала 1943 года была названа бригада т. Малофеева, которому на Кустанайском областном слете рабочей молодежи вручили переходящее Красное знамя обкома ЛКСМ Казахстана. В ознаменование 25 годовщины ленинского комсомола и за успехи в оборонной работе Указом Президиума Верховного совета КазССР восемь комсомольцев из комсомольско – молодежных бригад были награждены грамотами.
Преодолевая трудности, завод ковал оружие для фронта, оказывал всестороннюю помощь тылу. И борьбу за преодоление всех трудностей, внедрение в производство всего нового, достижение, казалось бы, невозможного, возглавляли заводские коммунисты. Их было немного. Ведь многие ушли на фронт. Но именно коммунисты являлись тем связующим материалом, который скреплял все. Спустя несколько десятилетий, ветеран партии и труда М. И. Карасев вспоминал:
- В годы войны все рабочие и служащие работали, как одержимые. Я не представлял себе до этого, что можно так работать. В сорок третьем егорьевских на заводе осталось не так уж много. Зато много было молодежи. Бледные, оборванные, в великоватых отцовских картузах или шапках парнишки, худенькие девчонки, усталые женщины. Но трудовой энтузиазм и рабочая сплоченность егорьевских станкостроителей и люберецких машиностроителей ощущалась постоянно, а высокая партийная ответственность коммунистов вдохновляла весь коллектив на самоотверженный труд.
3
С первых дней деятельности на новом месте на заводе много внимания уделялось улучшению условий труда и быта. Из помещений, где разместились цеха, паровое отопление была лишь в первом корпусе (бывшие школа и клуб) и частично во втором корпусе (бывшая механическая мастерская, сегодня цех № 9). Принятая от совхоза котельная была маломощна. Наружные сети теплопроводов требовали капитального ремонта. Из – за сильных морозов и аварийных остановок котельной в зиму 1941 – 1942 годов половина отопительных приборов в цехах оказалась размороженной. Еще тяжелее сложилось положение в жилых домах с центральным отоплением. Весь декабрь 1941 года и январь 1942 в котельных совершенно не было топлива.
В течение 1942 года была проделана значительная работа по подготовке ко второй военной зиме. Сделаны чистка и ремонт котлов, обмуровка. Отремонтированы все теплотрассы и внутренние паровые системы. Котельные были переоборудованы на искусственное дутье, что давало возможность применять низкосортное топливо. В 1943 году в центральной котельной был установлен новый котел. Уложены тепломагистрали к десятому цеху, гаражу, ремонтно – техническому и инструментальному цехам, общей протяженностью около 1500 метров. В этом же году был смонтирован коммутатор на 100 номеров и воздушная сеть на 18 точек.
Имевшаяся водокачка и водопроводная сеть обеспечивали водой лишь для технологических целей. Для хозяйственных и бытовых нужд вода доставлялась гужевым транспортом из реки и колодцев. Капитальные работы по водоснабжению были начаты лишь в мае 1943 года. До ноября была завершена прокладка напорной линии от насосной станции до территории завода. В русле реки Тогузак была подготовлена траншея для прокладки дюкера из шести стальных труб в две нитки. Проложены силовые линии к насосной станции, построена трансформаторная подстанция. Вчерне было завершено строительство здания насосной станции и жилого дома для ее персонала, открыт водозаборный колодец. Но в 1943 году водопровод в строй не вступил. Сказалось отсутствие мощных центробежных насосов и электромоторов к ним, а также высоковольтных трансформаторов. Надо сказать, что все строительные работы велись хозспособом при остром дефиците стройматериалов, вручную. И тем не менее, по капитальному строительству в 1943 году было освоено 1368 тысяч рублей.
В январе 1942 года при заводе был организован отдел рабочего снабжения ( ОРС), которому в марте было передано бывшее подсобное хозяйство техникума, переведенного в с. Успеновку. В мае того же года подхозу завода был выделен земельный участок в 4905 га, из них 4800 га целины с большим количеством солончаков и блюдцеобразных болот. Обрабатывать такие поля при отсутствии тракторов и выращивать зерновые и овощные культуры без полива и удобрений, конечно же, завод не мог. К тому же не представлялось возможным использовать наиболее ценные земли в районе Рыбкино, так как расположенный здесь скот был инфекционным. Словом, подхозом использовались лишь 400 – 500 га для пашни, сенокоса и выпасов.
Хотелось бы привести один из примеров решения продовольственных проблем. В 1941 году картофель на Кустанайщине не уродил. В связи с большим притоком эвакуированного населения назревала необходимость максимального расширения посевов картофеля в будущем году. Но для этого нужны были семена. Потому приняли решение использовать в качестве семенного материала верхушки клубней продовольственного картофеля. Вот и срезали во всех столовых, в индивидуальных хозяйствах при чистке картофеля, идущего в пищу, верхушки от клубней весом в 150 – 300 граммов 10 – 15 граммов, от клубней до 100 граммов – 5 – 10 граммов. Карабалыкскому району было доведено задание заготовить 503 центнера картофельных верхушек. Благодаря своевременно принятым мерам, подхоз и большая часть рабочих и служащих завода засеяли выделенные участки исключительно такими семенами, и полностью удовлетворили потребность в картофеле.
Заводу было передано 6048 квадратных метров жилья. Созданному в январе 1942 года жилищно – коммунальному отделу были переданы восемь жилых домов, в том числе дома номер 10, 11, 51, 52, 55, 57. С учетом того, что в этих домах разместились две столовые, остались жить люди, не работающие на заводе, приехавшие рабочие вынуждены были жить в коридорах, размещаться по три – четыре семьи в одной квартире. Были организованы общежития для одиноких, но и они вынуждены были спать по двое на одной кровати, и – даже на полу. В таких условиях трудно было поддерживать надлежащее санитарное состояние, избежать вспышек инфекционных заболеваний.
В результате принятых энергичных мер к осени 1942 года положение заметно улучшилось. В ведение ЖКО была передана поселковая баня, где организовали дезинфекционную камеру, прачечную. Открылись парикмахерская, жестяночная и починочная мастерские. Значительный объем работ был выполнен ЖКО по подготовке жилья к зиме 1943 – 1944 года. К этому периоду жильем было обеспечено 2337 рабочих завода и членов их семей. На каждого из них приходилось 4, 41 кв. метра жилой площади. Все проживающие в общежитии были обеспечены постельными принадлежностями, работали кубовые, обеспечивавшие общежития кипятком. Регулярно работали баня, парикмахерская, прачечная. Улучшилось санитарное состояние поселка. При каждом доме был дворник.
Дирекцией завода ( Н. К. Пышкин), партийной организацией ( парторг ЦК т. Рябой), заводским профкомом ( т. Казьмин) оказывалась всесторонняя помощь семьям военнослужащих и инвалидам войны. Только в 1943 году получили новые квартиры 37 семей, была отремонтирована 61 квартира, получили по одной тонне угля 116 семей, из них 15 – бесплатно. Денежная помощь на общую сумму 40350 рублей была оказана 134 семьям. 150 детей военнослужащих содержались на летней оздоровительной площадке. Все семьи фронтовиков были обеспечены огородами, семенами картофеля, а в период уборки – транспортом. Семьям фронтовиков было выдано 835 ордеров на промтовары, в том числе на 105 пар валенок, 163 пары кожаной обуви, 420 метров мануфактуры и т. д. 45 ордеров на промтовары получили инвалиды войны, пятерым из них была оказана денежная помощь на общую сумму 1600 рублей, четверо получали диетическое питание.
В 1942 году был открыт детский сад на 50 мест. На следующий год он был расширен до 85 мест. 73 места были отданы детям военнослужащих. Весь необходимый инвентарь для малышей был изготовлен руками заводских умельцев. Большая культурно – массовая работа проводилась заводским клубом, который располагался в одной из секций жилого дома №10. Общая площадь клуба составляла 301 кв. метр, в его распоряжении были двухпостный киноаппарат, библиотека, сцена. В 1943 году здесь было прочитано 18 лекций, 39 докладов, проведено 46 вечеров отдыха,357 киносеансов, из них 39 детских, дано 47 спектаклей и концертов. В библиотеке имелось 1900 книг, в том числе 570 художественных.
4
В 1944 году производство основной военной продукции на заводе постепенно сворачивается, 40 процентов всего объема приходится на производство запасных частей к тракторам, автомобилям, сенокосилке «Новый идеал». Большой ассортимент изготавливаемых запчастей (только к указанной сенокосилке их изготавливалось 15 видов) создавал для завода большие трудности, делал производство нерентабельным. Потому в сентябре – октябре 1944 года было получено указание о подготовке завода к реэвакуации. Вывозу подлежало все новое станкооборудование, необходимый инструмент и приспособления, продуктивный и рабочий скот подхоза, а также 500 рабочих и инженерно – технических работников и их семей из числа эвакуированных из Подмосковья. 23 ноября 1944 года Государственный комитет обороны распорядился передать все оставшиеся от реэвакуации имущественные и материальные ценности, а также работников завода в ведение Народного комиссариата земледелия Казахской ССР. В декабре 1944 года при Наркомземе республики был создан ремтрест, в состав которого и вошел завод, называвшийся тогда заводом «Комсомолец». А Тогузакским он стал называться, вероятно, потому, что работники ремтреста имели весьма смутное представление о том, на каком расстоянии от станции Тогузак располагался завод. Эту версию в частности подтверждает одна из формулировок приказа по ремтресту от 21 декабря 1944 года. Вот она: « механический завод при станции Тогузак». Директором завода был назначен инженер отдела главного технолога завода № 222 Александр Павлович Булатов, главным инженером Михаил Лаврентьевич Сисьмий.
Начинался новый этап в истории завода, которому предстояло решить первоочередную задачу – дать как можно больше запасных частей для нужд сельского хозяйства республики. С огромными трудностями пришлось столкнуться коллективу завода в ходе решения этой задачи, проделать большой и нелегкий путь, прежде чем достичь сегодняшнего уровня производства, взять нынешние высоты.
Павел БАБИЧ
|
|